Социальный педагог

Социальный-педагог отчет за 2017 год

В нашем образовательном учреждении обучаются 65 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые поступили обучаться к нам из детских домов области и города:

  1. на полном гос. обеспечении находятся 35 студентов, 30 находятся под опекой. Всего детей-сирот-19 человек, ОБПР-46.
  2. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обучается 2 студента инвалида-Митрофанов студент 3 курса и Юняев студент 2 курса-планируется операция в Санкт-Петербурге на позвоночнике, подготавливаются все необходимые документы для операции по квоте.
  3. также обучаются 3 студента-инвалида:

- Колпаков А.А. (06.06.2001 г.р.) студент 1 курса, 103 группы по специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»;

- Горожанин Д.Р. (20.03.2000 г.р.) студент 2 курса, 202 группы по специальности «Почтовая связь»;

- Дубровина Кристина Андреевна (02.07.1998 г.р.) студентка 3 курса по профессии «Оператор связи».

  1. Студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выплачивается социальная стипендия, материальная помощь.

Двум студентам из числа детей-сирот по личному желанию выплачивается денежная компенсация взамен горячего питания (Медведенко и Белякову).

Студенты проживающие в общежитие-14 человек получают 5 разовое сбалансированное питание в уютной столовой нашего техникума, который находится на территории, а другие студенты-21 человек не проживающие в общежитие получают сухой паек в соответствии Правительства Саратовской области от 19.01.2005 года № 20-П «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  1. В общежитие проживают 20 человек: 14 на гос. обеспечении:

(Воронина, Маслова, Гурьянов, Кононов, Казанков, Колесников, Минеев, Мишкин, Моисеев, Плишкин, Рустамов, Суздальцев, Тихонова, Украинский) + 7 опекаемых (Назаров, Романова, Мурзалиева, Ревин, Милакова, Бекешев, Елахов, Эсаулова, Клочков). При заселении в комнаты учитываются и дружеские отношения, и личные интересы детей-сирот. В комнатах для комфорта проживания имеется вся необходимая мебель, постельные принадлежности меняются еженедельно. Здесь хочется отметить, что в общежитии дети со статусом заселяются по желанию совместно с детьми из семей, что значительно расширяет социальные сети и дает обучиться социально бытовым навыкам в естественных условиях, наглядно.

На 1 курс поступило 24 студента+2 переводом (Мишкин, Рустамов)+2 студента восстановились, так как вернулись из РА (Колесников, Арыстанов):

из них 10 на гос (Меренков, Укр, Моисеев, Крупнов, Маслова, Воронина, Шарова, Ливенцева)+14 оп (Клочков, Сиваев, Лапин, Лобанов, Абрамова, Кислякова, Байкулова, Иванова, Эсаулова, Максимова, Десятников, Ефимов) С 01.09.2017 года уже 3 отчислены-Пипич, Тулянцев, Давыдов

  1. С января 2017 года по февраль 2017 года на основании Правительства Саратовской области от 19.01.2005 года № 20-П «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей получали вещевое довольствие, а с марта 2017 года студенты начали получать денежную компенсацию стоимости одежды, обуви и предметов вещевого довольствия ежемесячно.
  1. В группе № 14 у нас обучался Хмельков Андрей Сергеевич, 21.12.1995 г.р. (21 лет) из Ершовского района с. Перекопное. В детстве родители развелись и Андрей остался жить вместе с матерью и сестрами (3). После в 15 лет Андрей остается без матери и воспитывается в семье у сестры, где он заканчивает школу и поступает в 17 лет обучаться в 20-ку в 2012 г. Во время обучения Хмельков проходит мед.осмотр в военкомате, где и выявляется проблема с сердцем, после было две операции на сердце в г. Саратове Крымская-кардиологический диспансер, пропускал занятия и поэтому ему пришлось уйти. В 2015 г. прошла операция на сердце в г. Пензе по квоте, где было рекомендовано встать на учет по месту жительству у кардиолога. Но т.к. он чувствовал себя хорошо, не счел нужным встать на учет-через 3 месяца вновь опять стало плохо и он опять нах-ся в больнице. С 01.09.2017 г. он поступает на обучение к нам, предоставив справку ф. № 086, где указано, что он здоров, а врачам не сказал, что у него проблема с сердцем. Вместе с ним мы прошли мед.осмотр в 20-ке, где ему выдали направление на госпитализацию в кардиологическое центр на Чернышевского, 141. Нах-ся с 26.09.2017 года в центре, где провели операцию на сердце. За время обучения имел большое количество пропусков без уважительной причины. По желанию студента Андрей перевелся в другое учебное заведение, которое находилось рядом с место жительства.
  2. Трое студентов нашего техникума получили квартиры по договору социального найма в г. Саратове, мы вместе собрали полный пакет документов для получения квартиры по решению суда, а 5 выпускников нашего техникума аналогично тоже получили квартиры. Одной из наиболее важных проблем в техникуме является адаптация первокурсников не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов. Успешная адаптация первокурсника к жизни в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Для эффективного решения данной проблемы изучаются: жизненные планы и интересы первокурсников; мотивы их поступления в техникум; материальная обеспеченность; трудности, которые испытывают они в первые месяцы пребывания в техникуме; какие дисциплины их интересуют больше всего; как проводят свободное время; каковы самооценка и способность в сознательной регуляции своего проведения.

Одним из важных моментов является совместная работа мастера п/о, куратора группы и психологической службы техникума. Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Взаимоотношению, узнаванию и успешной адаптации студентов способствуют мероприятия, которые проводятся в этот период и уже являются традиционными. Прежде всего–это «День здоровья», «День открытых дверей», «День первокурсника». Участие студентов нового набора в студенческом самоуправлении.

Проведение родительских собраний для профилактики правонарушений:

-«Наши дети-единомышленники»

-«Проблемы семейного воспитания»

-«За здоровье и безопасность наших детей»

-«Не допустить беды» и т.д.

  • проведение ежемесячных встреч с участковыми уполномоченными полиции и инспектором по делам несовершеннолетних
  • просмотр и обсуждение видеокассет по теме «Профилактика правонарушений»

*проведение встреч с отделом «Социальной (постинтернатной) адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения»

*проведение встреч с ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Саратова»

*проведение встреч с ФКУ УИИ УФСИН России по Саратовской области

 

Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот.

Существует два термина, описывающих положение ребенка, оставшегося без родительской заботы.

  1. Сирота — это дитя, у которого родители умерли.
  2. Ребенок до 18 лет, лишенный родительского попечения — это маленький гражданин, попавший в одну из следующих ситуаций:
  • его родителей лишили права заботиться о своем чаде в установленном законом порядке;
  • мама и папа считаются без вести пропавшими;
  • родители утратили дееспособность;
  • мама и папа отбывают срок за преступление в тюрьме, либо в отношении этих людей ведутся розыскные мероприятия;
  • родители неизлечимо больны и не способны заботиться о чаде.

Следует отметить, что множество случаев подпадает под два условия. К примеру, мама умерла, а папа отбывает срок. Такой ребенок объявляется лишенным попечения.

Статус дитя должен быть установлен государственным органом РФ. Иначе сиротство не признается организациями, предоставляющими льготы.

Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многих проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав. В стенах детского дома, реабилитационных центров воспитанников к сожалению, не приучают к труду, самообслуживанию, готовности заботиться о себе, они знают и уверены, что их накормят и оденут – государство взяло на себя такие обязательства. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Администрация детского дома, реабилитационных центров не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне - это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция: детский дом, реабилитационные центры выпускники покидают не подготовленными к жизни, социально не адаптированными.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является одной из главных целей в техникуме при воспитательной работе с сиротами, получающими профессиональное образование.

Главная задача педагогов техникума не только дать профессию, но и сделать из трудных подростков – востребованных рабочих на рынке труда по рабочим профессиям, сделать из них полноправных законопослушных членов общества. Развить социальную активность, подготовить к самостоятельной взрослой жизни, социализировать и интегрировать в современное общество.

В нашем образовательном учреждении обучаются 66 ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, которые поступили обучаться к нам из детских домов области и города:

  1. НА ПОЛНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАХОДЯТСЯ 36 СТУДЕНТОВ, 30 НАХОДЯТСЯ ПОД ОПЕКОЙ. Всего детей-сирот-19 человек, ОБПР-47.

Взаимодействие со студентом начинается с изучения его личности, личного дела и социальной карты. Собираются сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучается особенности личности ребенка, выявляет проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития. Начиная работу с обучащимися-сиротами, необходимо помнить, что им не нужна жалость, им нужна помощь в преодолении трудностей, возникающих в процессе адаптации в новом коллективе, сообществе. Нужна педагогическая поддержка, но не стимулирование зависимости от окружающих людей, проблемы можно и нужно решать вместе, но не вместо них самих.

Типичными проблемами в работе с выпускниками детских домов являются:

- нежелание обучающихся подчиняться общепринятому режиму в учреждении образования, общежитии (получив относительную свободу после окончания школы-интерната, выпускники неадекватно реагируют на требования педагогов, воспитателей общежития);

- нарушение дисциплины, пропуски занятий;

- недостаточное владение навыками самообслуживания (нежелание убирать в комнате, стирать свою одежду, ухаживать за обувью);

- неумение строить свои взаимоотношения с другими обучающимися группы;

- нежелание участвовать в общественно-полезном труде (могут заявить, что уборка листьев на территории – это унижение человеческого достоинства и прав человека);

Наш техникум не является учреждением для детей-сирот, здесь характерна большая социальная открытость и менее строгий режим чем в интернатных учреждениях: что способствует интеграции и развитию самостоятельности. Организация учебно-воспитательного процесса также подразумевает более высокий уровень самостоятельности по сравнению с условиями детских домов. С самого начала обучения в техникуме к обучащимся-сиротам предъявляются такие же требования, как и к взрослым людям. Поскольку учебный процесс предполагает прохождение производственной практики на предприятиях, то за опоздания и пропуски занятий с них спрашивают, как со взрослых. На каждый пропущенный час занятий должен быть предъявлен документ, поясняющий причину пропуска. А сироты с трудом привыкают такому свободному режиму, удивляются, что нет жесткого контроля, значит, можно и проспать, опоздать, не пойти на уроки или практику.

Одна из основных самых острых проблем при работе с сиротами, это проблема взаимоотношения в системе взрослый (педагог) и обучающийся. Как правило, у многих выпускников детских домов отсутствует уважение к взрослым, проявляется сопротивление к общепринятым требованиям. Это сложные дети с неуравновешенной психикой, конфликтны, эмоционально неустойчивы, на замечания чаще реагируют неадекватно – идет грубое неприятие форм педагогического воздействия, враждебное восприятие окружающего мира. В этом направлении проводится большая работа, как в групповых, так и индивидуальных беседах. Активно используется методы убеждения. Часто к данной работе привлекаются инспектора ПДН, специалисты органов опеки и попечительства, КДН, прокуратуры. Благодаря такой работе и корректируется взаимоотношения педагог-сирота. Чтобы решить проблемы здоровья обучающихся, мы активно работаем с участковыми врачами-педиатрами: которые консультируют нас педагогов, как работать с такими детьми, обучающимся назначают лечение. Стоит отметить, что эффективно взаимодействовать и работать с обучающимися возможно не в момент приступа агрессии, а только тогда, когда эмоции у подростка начнут ослабевать и он успокоится.

Другая проблема – самостоятельное планирование своего бюджета. Государственное обеспечение в стенах профессиональных заведений реализуется в виде денежных выплат. Уже с начала учебного года сироты начинают получать деньги, только многие из них, особенно из 1 курса не знают счета деньгам. И здесь главное в течение первого полгода обучения с сиротами ежедневные беседы о ценности денег, экономии денег, научить пользоваться банковскими карточками. И естественно сопровождение по магазинам: как за продуктами питание, так и за приобретением сезонной одежды.

Уделяется внимание культурно-гигиеническим навыкам; в частности советы по личной гигиены

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Профилактическая работа направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы студентов – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.